IceMegaMenu Module

Рыболовные катушки http://nachodki.ru/shop/okhota-turizm-rybalka/katushki.html на сайте nachodki.ru

История

        Наша школа, начавшая  свою работу  в 1937 году, является старейшей школой Большереченского района (первая школа в с. Евгащино была открыта в 1866 году).

                              История села Евгащино и Евгащинской школы

    Старинное село Евгащино  в августе 2015 года отметило  свое трехсотшестидесятилетие. Да, не один век существует Евгащино. Меняются в нем поколения, растет культура села, его жителей, но для многих из них остается загадкой его происхождение. В книге большереченского краеведе В.С. Аношина «Где шумит Артынский бор» написано, что возникновение села относится к 1650 – 1660 годам.
      Евгащино – старинное село. По преданию, оно возникло как острожное поселение в начале 17 века на правом берегу реки Иртыш, в тридцати пяти верстах выше по течению реки от первоначально построенной крепости Тары (теперь это деревня Усть – Тара) и носило название Изюк. Первожителями его были сибирские казаки – служилые люди, посаженные на «свободные земли» для отражения набегов татар, взимания ясака с местного населения и возделывания пашни.
    Коренные фамилии поселившихся еще в Изюкском посаде: Калижниковы, Ярковы, Горшковы, Резины, Ивановы, Щегловы, Григорьевы. Позднее сюда прибывали вольные переселенцы из России.
    В восьмидесятых годах восемнадцатого века жители Изюка начали переселяться на более высокий левый берег Иртыша. Переселение продолжалось тридцать лет. Последние изюкские жители покинули старые обжитые, но ежегодно затопляемые половодьем места, в начале восемнадцатого столетия. Так как переселившиеся заняли земли, принадлежавшие крестьянину Евгащину, то новое поселение получило название Евгащино.
    На новом месте село развивалось быстро, полнились переселенцами и ссыльными из европейских российских губерний. Привлекали крестьян западных районов страны просторы и щедрость российской природы. Здесь великолепно развивалось животноводство и земледелие – основные отрасли хозяйства, подсобными были рыбная ловля и охота. В 1765 году было закончено строительство Московско-Сибирского тракта. Старый Московско-Сибирский тракт проходил по территории Большереченского района из Тары через Евгащино и Такмык. Ширина дороги – несколько сажен, с обеих сторон – канавы. Эти канавы сохранились во многих местах до настоящего времени. Вначале он предназначался для перевозки почты и шел из Москвы через Казань, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Канск и далее на Иркутск. По тракту шли мерными шагами солдаты для несения службы в сибирских городах, тысячи русский людей, закованных в колодки и кандалы, прошли здесь на каторгу и ссылку, тянулись подводы с тяжелыми купеческими и казенными кладями, на тройках неслись курьеры с казенными бумагами. Кроме обозной ямщины в селениях, расположенных по тракту, люди занимались перевозкой пассажиров. Они везли их от одного знакомого ямщика к другому, поэтому и называлась такая ямщина «на дружках». Жители содержали постоялые дворы, развивалась торговля и другие промыслы.
К началу первой мировой войны Евгащино стало одном из крупных в экономическом и культурном отношении сёл Тобольской губернии. На вершине экономической и политической иерархии села размещались купцы Калижников Алексей Дмитриевич, Ярков Сергей Васильевич, Мельниковы Иван и Петр Артемьевичи, владелец кожевенного завода Резин Филипп Осипович. Мелкую крестьянскую буржуазию представляли Горшковы Федор и Зиновий, Резины Григорий Иванович и Григорий Гаврилович, Иван Михайлович, Иван Николаевич, Алексей Афанасьевич, Григорьев Алексей, Усольцев Михаил.
     В селе выделялась большая группа зажиточных крестьян. В их числе можно назвать Резиных Константина Ивановича и Константина Игнатовича, Щегловых Ивана Андреевича и Константина Федоровича, Десятова Авдея Степановича, Григорьева Михея Павловича. Преобладающую массу жителей Евгащино составляли средние крестьяне. Жили они в достатке, имели крепкие хозяйства. Небольшую часть населения составляли ремесленники (портной Сапожников Илья, пимокат Громов Алексей), мелкие торговцы (Шинкевич Мирон Кузьмич, Белобородов Петр Васильевич), кузнецы, бондари, столяры, шорники, бедные крестьяне, батраки. Пролетарскую прослойку составляли рабочие мельниц, маслодельного и кожевенного заводов, салотопни, свечного завода. Общий оборот торговли селе достигал солидной суммы – 450 тысяч рублей. Салотопный завод Калижникова давал оборот до 60 тысяч рублей в год и выше.
Сало и масло для перегонки закупалось на окрестных ярмарках, сбывалось в Казани, Москве, Одессе, Ростове, в Германии, Франции.
     В селе Евгащино ежегодно проводились две ярмарки – 8 июля и 13 ноября. Население соседних деревень привозило на ярмарки скот, различные виды продукции животноводства, полеводства. С промышленными товарами приезжали купцы из Тары, Омска, Тюкалинска, Шадринска и других городов.
     Экономическое развитие села можно проследить по следующим событиям.
     В 1898 году на базе маслодельной артели здесь возникло общество потребителей; в 1902 году было открыто почтовое отделение, оно еще теснее связало Евгащино с большой жизнью страны, а связь с акционерным обществом «Волга» повлекла строительство в 1909 году керосиновых баков на берегу Иртыша (долгое время это была одна из крупнейших нефтебаз на реке Иртыш). Вверх и вниз по Иртышу от Евгащино ходили пароходы купцов первой гильдии «Баян» и «Ольга».
     В 1913 году было организовано отделение акционерного общества сельскохозяйственных машин, которое в рассрочку до трех лет продавало крестьянам плуги, сеялки, жатки, сенокосилки и другие сельхозмашины, а в 1915 году был организован союз кредитных товариществ, который имел большую базу складирования сельхозинвентаря и распространял свои действия на десяток волостей от Муромцевской до Крайчиковской, от Седельниковской до Могильно-Посельской.
  Обозный завод в Евгащино производил зимний и летний транспорт (сани, телеги на железном ходу), а в Седельниковской волости закупалось сырье для этого завода.
По списку населенных мест Тобольской губернии (издательство Тобольского статистического комитета, г. Тобольск, 1912 год) – в 1912 году в селе Евгшащино значилось 209 хозяйств и 1214 жителей, из них 618 мужчин и 596 женщин, церковь, 4 торговых лавки, один хлебный общественный магазин, кожевенный, кирпичный, салотопный заводы, две школы, винная лавка, одна ветряная мельница и одна паровая, два маслодельных завода, один маслобойный, четыре кузницы, свечной завод, пароходная пристань.
     В 1847 году в Евгащино на капиталы купцов Калижникова, Мельникова, Яркова, Десятова, зажиточных крестьян была построена церковь в Честь святителя Николая Чудотворца. Для этой церкви Калижников заказал медный колокол весом 60 пудов. На нем была сделана надпись: «Купец первой гильдии – Калижников». Службу в церкви вел священник Василий Парфенов. При церкви была открыта церковно-приходская школа, в ней работала дочь Парфенова, Юлия Васильевна. Учеников было немного, всего 40 человек. Дети в этой школе учились всего три года. Преподавали в школе Закон Божий, письмо, арифметику, чтение.
     В 1916 году в Евгащино был открыт медицинский пункт, фельдшером в нем работал Василий Степанович Курышкин, его сменила Агния Дмитриевна (фамилия не установлена). Первый медпункт располагался в здании, где в последующие годы и до настоящего времени располагается почта.
В 1913 году сельскохозяйственное общество внутри села на трех десятинах земли заложило плодовый сад – яблони (полукультурка), смородина, малина, здесь же был организован агропункт, в 1926 году при агропункте была открыта метеостанция. Работники агропункта вели сельскохозяйственную пропаганду среди населения, устраивали сельскохозяйственные выставки. В последующие годы (1927 – 1928) стали проводить сельскохозяйственные выставки в соседних деревнях в помещении начальных школ. В то время в районе уже работало до 10 агрокружков. В этот же период бедняки и середняки стали образовывать ТОЗы, агрономической работой руководил старший агроном Евгащинского района Куракин.
    В первые годы переселения на левый, высокий берег, в селе формировались две улицы – Большая (ныне улица Ленина), на ней селились люди зажиточные, состоятельные и Малая (ныне улица Советская), застраивалась домами Резиных, Щегловых, Григорьевых, улица эта шла параллельно улице Ленина. От Базарной площади в центре села, в сторону Колбышево, постепенно застраивалась еще одна улица. Ее заселяли мелкие ремесленники, середняки, бедняки. Долгое время улица не имела названия. Дальняя ее часть (у пруда) называлась Теребиловка, а ближе к центру, к Базарной площади, - Забегаловка, (по рассказам старожилов названия эти возникли из того, что подпитый мастеровой люд устраивал потасовки и побитый народец убегал к центру села). Теперь эта улица носит название Партизанская. По этой улице со стороны города Тары наступали отряды Красной Армии под командованием Блюхера, выгоняя из села белогвардейские отряды. В начале 20 века в селе начала застраиваться улица Новая (ныне Октябрьская). На ней селились люди, работавшие на маслозаводе. Сейчас в селе двенадцать улиц. На улицах, которые заселялись первыми, сохранились старые дома, построенные из красного леса, с наличниками, ставнями, украшенными деревянной резьбой.   Современные дома менее привлекательны по архитектуре и однообразны по внешнему виду.
    В 1892 году Петр Николаевич Калижников и его жена Ольга Николаевна открыли в Евгащино министерскую школу. В этой школе обучение велось четыре года. В этой школе работали два учителя. С конца тридцатых годов 20 века в этом здании располагался детский сад, сейчас это жилой дом. После смерти Петра Николаевича Калижникова, в 1912 году его жена Ольга Николаевна построила коммерческое училище. В нем обучалось около 75 детей (49 мальчиков и 26 девочек), это были дети купцов, зажиточных крестьян. Сначала училище содержалось за счет средств Ольги Николаевны, затем было передано на бюджет государства. В здании училища, также как и в министерской школе, было две классные комнаты и квартира для учителя.
   В том же 1912 году купец Ярков переезжая на жительство в Омск передал обществу кредитных товариществ свой магазин под школу. Была открыта еще одна школа. Называлась она Высшетехническое училище, по типу дворянского учебного заведения с техническим уклоном. Эта школа готовила будущих торговых дельцов, специалистов агротехнического направления. Здесь обучались дети окончившие три класса обычной школы. Просуществовала эта школа до 1917 года. Возглавлял ее В.А. Макаров. Он же ввел в училище общеобразовательные предметы. Под его руководством работали девять учителей: С.И. Самсонов, О.И. Убыткова, Е.И. Убыткова, О.В. Молокова, А.И. Макарова, В.Н. Шепель, В.Н. Голотубченков и другие. Здесь преподавались иностранные языки, история, труд, пение. Закон Божий вел в училище священник Виталий Богинский.
    Рассказывая о возникновении и становлении села, его дореволюционном прошлом нельзя не рассказать о тех, кто способствовал росту и процветанию села. Это семья купцов Калижниковых. Местная жительница села Евгащино- Клавдия Михайловна Байгачева 1926 года рождения рассказывала, что ее свекровь Матрена Тимофеевна Байгачева была в работницах у купца Калижникова. Многие жители из бедняков называли купца благодетелем – «Никогда не отказывал нам в просьбе, выручал и деньгами, и продуктами». Жизнь крестьянина состояла не только из тяжелых будней, и для веселья находилось время. В прошлом существовал обычай щедро угощать своих работников на большие праздники. И Калижников не был исключением. Крещение в Евгащино было съезжим праздником, Калижников выкатывал за ворота большие бочки с пивом, и тогда гуляли всем селом. Отмечали благотворительность и жены Калижникова – Ольги Николаевны. Ежегодно на Рождество Ольга Николаевна устраивала елку для детей села (школьников и малышей), детям раздавали подарки: кулечки со сладостями (конфетами, пряниками), маленьким детям дарили еще игрушки. Заботилась ольга Николаевна и о своей прислуге. В семейном Баранцевой Марфы Минеевны (в девичестве Неженко) сохранились фотокарточка Ольги Николаевны, семьи Калижниковых. Марфа Минеевна вспоминала (она по найму работала у Калижниковых кондитером): «Когда я собралась замуж, Ольга Николаевна подарила мне на свадьбу красивое платье, золотые серьги, а в приданое – корову». Хорошо одаривала Ольга Николаевна и других работников, которые обзаводились семьей. На большие праздники – Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Ольга Николаевна делала подарки своим работникам.
   Довольно благополучная жизнь евгащинцев не гарантировала «вечный покой». Первое потрясение «сельской идиллии» нанесла война в 1914 году. Стали уходить из села мужчины, крестьянские дворы лишились рабочих рук. На оставшихся дома увеличивалась нагрузка, давил и моральный стресс – приходили похоронки, подолгу не было писем с фронта, возвращались в село раненные, калеки.
    Нерадостным оказался 1917 год. Ошеломляющим набатом прокатилась по России весть об отречении царя от престола «Как же теперь без царя – батюшки?!» Долго не могли привыкнуть к этому и в Евгащино.
     В Евгащино во второй половине 1917 года стало увеличиваться число вернувшихся с фронта солдат – каким-то особым пафосом заряженных парней. Фронтовая молодежь вела себя возбужденно. Парни, еще не скинувшие шинели с плеч, собирались вместе у своих друзей и вспоминали не только боевые эпизоды, но все больше интересовались политическими переменами в стране, торопились быть их участниками у себя дома.
      От былого порядка в селе не осталось и следа. Волостной земской управе недоставало власти, чтобы предотвратить самоуправство, грабежи, конокрадство, самовольную порубку леса и другие нарушения.
     В Евгащино стала усиленно действовать партия кадетов, которой руководил отец Виталий Богинский. В Евгащино он появился в 1914 году и сразу же заявил о себе, как церковный служитель, политический деятель, организатор.
Богинский Виталий Игнатьевич, 1883 года рождения, уроженец города Каменец Подольской губернии, украинец, образование высшее, сын псаломщика. Воспитывался в Белокриницком 2-го разряда сельскохозйственном училище, затем в духовной семинарии, где окончил 4 класса и, имея сан священника, поступил на физико-математический факультет Киевского университета по естественному отделению. Оттуда, по словам его жены, со 2-го курса поступил в кавалерийское училище в г. Киеве.По окончании получил офицерский чин. За год до начала войны с Японией военную службу оставил и перешел в церковную – священником. До переезда в Евгащино шесть лет был священником в рагозинской церкви (Седельниковский район). Богослужения, проводимые им в церкви, казались прихожанам убедительными, идущими от бога через уста отца Виталия. Да и сам Виталий Богинский стал признанным в приходе среди богатых мужиков и купечества, несмотря на свои тридцать два года.
     Постепенно деятельность Богинского расширялась, и уже в 1917 году он играл не последнюю роль в общественной жизни села. Создал в Евгащино отделение кадетской партии и через врача Эмилию Этлингер поддерживал связь с центральным комитетом этой партии. Был вхож в калижниковские апартаменты, встречался с такмыкским купцом Дудиковым, предводителем местных эсеров.
     Еще при выдворении его в далекую Сибирь, там, в солнечной Молдавии, Виталий сомневался: «Как-то устроюсь? Приживусь ли?» Теперь только посмеивался в душе над теми мыслями, подбадривая себя: «Не ошибся в выборе; и слава богу! Эка беда, что покинул солнечный край! Здесь снежный, да и не менее «теплый». И уже серьезно, будто приказывал себе: «Только активная позиция поднимет в глазах прихожан, обретет доверие богатых». И вот уже Богинский хлопочет о создании союза кредитного товарищества (союзбанк). Нет, не забота о крестьянах заставила попа сделать этот шаг, не радение к бедным, а поиск средств нажима на сельскую общину стал главной причиной этого. Он понимал, что экономический пресс – надежное орудие воздействия на умы людей. Богинский становится постоянным председателем союзбанка, а в конце 1917 года он входит и в состав волостной земской управы.Богинского всюду окружали надежные люди. Казначеем в товариществе стал Резин Григорий Иванович – богатый крестьянин села, у которого только дойных коров доходило до 25 голов, а на подворье постоянно работали два пленных австрийца. В союзбанк отец Виталий пригласил на работу двух капитанов царской службы – Селецкого и Гоппе, прапорщиков Орлова, Гутикова и Васькова, дьякона Кутузова, жандарма Кононова, купца Мельникова, крестьян Громова, Щеглова, Степанова, Грязнова, Завязочникова и других. Некоторые из них, например, Степанов и Завязочников, мешковские кулаки, вместе с Богинским входили в состав волостной земской управы. В земской управе состояли сын матерого евгащинского кулака Усольцев Алексей Максимович, сын церковного звонаря Григорьев Василий Сергеевич.
- Отец Виталий в это время играл значительную роль. Он, можно сказать, был идейным вдохновителем богатых, да и не только их, спустя много лет скажет Филиппов Петр Лукич, член партии, многие годы отдавший советской работе.
- Под его началом и церковь работала отменно, к тому же он ее ловко использовал для пропаганды своих политических убеждений.
- И в церкви окружали Богинского ее большие приверженцы. Церковный староста Симисинов много лет добросовестно исполнял свои обязанности, держал в порядке церковное хозяйство. Отец Флегонт (Шепетов Флегонт Александрович), хотя и склонен был к спиртному, при Богинском сдерживал себя и нес службу исправно. Много лет служил церковным звонарем Григорьев Сергей Андреевич. Надо заметить, что все его сыновья – Александр, Василий, Ефим и Андрей, подрастая, испытывали себя этим не затейливым музыкальным искусством.
В то далекое временя, жизнь людей во всех ее проявлениях, так или иначе была тесно связана с церковью, а если точнее, с ее служителями. Выкладываясь, они изо всех сил убеждали молящийся люд, что все истоки бытия от бога, что его (бога) всесилие вершит их судьбы. И им верили, более того, их боготворили.
Отец Виталий в такой обстановке чувствовал прочность своей позиции, а потому направлял усилия прежде всего против большевистских идей, «вел борьбу с организующимся Совдепом, возглавляемым Здродовским Иосифом Иосифовичем». (Из материалов уголовного дела на Богинского и других).
   Тяжелым был 1918 год для евгащинцев, в районе, как и по всей Сибири победила контрреволюция. В селе Евгащино и в окрестных деревнях была объявлена мобилизация в белогвардейскую армию. Карательные действия отряда Богинского распространялись не только на Евгащинскую волость, но и на соседние: Логиновскую, Такмыкскую, Большереченскую и т.д. Только в Евгащино было арестованы 15 человек, в их числе С.Ф. Горшков, Н.И. Сапожников, И.Г. Резин. 7 сентября 1919 года девять арестованных большевиков бандиты повекли в Усть-Тару. По дороге некоторых из них подвергали жестким пыткам (у них были вывернуты ноги, руки, разбиты челюсти). Трупы их привязали к бревнам и бросили в озеро. С остальными расправились в Усть-Таре.
    В последствии расстрелянных перезахоронили в Евгащино (в центре села им установлен памятник). Перезахоронение проводилось весной 1920 года.

    Долгое время (около 6 лет) председателем колхоза был Пукель Викентий Антонович. Село росло, колхоз набрал силы, число крупного рогатого скота и лошадей приближалось к довоенному 1913 году.

   В 1929 – 1930 годах началась компания по ликвидации кулачества как класса, не только кулаков, но и зажиточных крестьян, арестовывали, имущество их конфисковывали, а семьи высылали «за болото» (на Кулай).
22 июня 1941 года прозвучало грозное слово «Война!». Снова опустело село, ушли на фронт мужчины, остались в селе женщины, дети, старики.
    В 1939-1940 учебном году школа сделала свой первый выпуск десятиклассников. Учеников в 10 классе было немного (10 человек), в начале 1940 года (в январе месяце) Позднухова Леонида, Тетерина Михаила, Байгачёва Петра, Легина Германа направили учиться в военное училище (не дали закончить 10-й класс), в воздухе пахло войной, фашистские орды бесчинствовали в Западной Европе. Не хотелось верить, что ураган войны захватит и нашу страну.
Вспоминает выпускник 1941 года, участник великой Отечественной войны Полынский Пётр Поликарпович: «20 июня 1941 года в школе был выпускной вечер, нам вручили аттестаты об окончании средней школы, у каждого из нас были свои мечты и планы. Но этим планам не суждено было осуществиться, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Это был тёплый, тихий летний день. Люди отдыхали, занимались своими сельскими делами. И вдруг из радио, висевшего возле здания почты в центре села прозвучало страшное слово. ВОЙНА! На площади стали собираться люди, женщины плакали, ведь их сыновьям и мужьям предстояло идти на войну. В первые дни войны в нашей школе размещался мобилизационный пункт, где проходили медкомиссию и получали повестку об уходе на фронт жители нашего села и всего Дзержинского района».
     Сам Пётр Поликарпович был на фронте все четыре военных года. Судьба хранила его, домой вернулся живым и невредимым. Поступил в Омский государственный институт имени А.М.Горького на исторический факультет, окончил его, и долгие годы преподавал историю сельским ребятишкам в Большереченском районе, был директором школы в деревне Куйгалы, в деревне Шуево, избирался председателем районного профсоюзного комитета работников народного образования. По инициативе Петра Поликарповича, при непосредственном его участии в деревне Куйгалы и деревне Шуево воздвигнуты памятники сельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.
С 1941-1942 учебного года и до 1944-1945 учебного года в десятом классе учились только девочки, так как мальчиков 9, 10 классов призвали в армию (в военные училища, а потом – на фронт). Многие из выпускников не вернулись с полей войны. Об этом свидетельствует мемориальная доска в коридоре школы и обелиск в центре села.

    В тяжёлые военные годы школа размещалась в трёх зданиях, расположенных друг от друга на расстоянии около одного километра. Занятия проходили в две смены: с 8 часов утра и до 8 часов вечера. Учебников катастрофически не хватало. На год каждому ученику выдавали по 2-3 тетради. В классе и дома писали на самодельных тетрадях, сделанных из старых газет и книг, приходилось писать самодельными чернилами, которые делали из сажи, из ягод крушины. Иногда на класс выдавали чернильный порошок или таблетку. Их разводили в воде и наливали во флакончики или чернильницы «непроливашки». Утром и вечером класс освещался одной керосиновой лампой, которая на столе учителя. В некоторых классах к потолку была подвешена лампа «молния» с абажуром. Она давала больше света, но и расход керосина в этом случае был больше. Временами было плохо с топливом. Дрова из колхоза привозили на лошадях подростки. Дрова были сырые, натопить классы особенно в морозные дни было очень трудно. Замерзали чернила, ученики сидели на уроках одетыми, однако занятия не прекращались даже в сорокоградусные морозы.
   Очень плохо было с продуктами. Служащие и рабочие в селе получали паёк по 400 граммов хлеба, на детей давали 200 граммов. Для особо нуждающихся детей в школе была организована столовая. В то время в школе небольшое подсобное хозяйство (держали свиней, выращивали картофель, овощи). Кормили 50-60 детей в день, после занятий первой смены и перед началом занятий второй смены дети получали по небольшой миске картофельного супа. Учащимся приходилось много работать: помогали колхозу убирать картофель, собирали колоски. В зимнее время собирали золу (было организовано соревнование между классами, какой класс больше соберет и сдаст золы для колхоза). Но школа старалась жить, и основное количество её учеников с огромным желанием. При тусклом свете керосиновой лампы выпускали стенгазеты, разучивали песни, читали новые познавательные книги. В свободное от уроков время делали подарки воинам: шили кисеты, рубили табак, насыпали его в кисеты, вязали носки, варежки, вышивали носовые платки, писали на фронт письма. Было очень трудно, но все жили с надеждой на победу над врагом. Вспоминает бывшая ученица школы, ныне пенсионерка Сионова (Козлова) Антонина Петровна: «В каждом классе географическая карта Советского Союза. На карте флажками отмечали города в начале те, которые оставляла наша армия при отступлении, а потом города, которые освобождали от фашиста. Каждое утро в классах обсуждали сводки Информбюро. Иногда кто-то из учеников не приходил на занятия, и все знали, что в дом пришла беда - принесли похоронку». В первые годы войны село Евгащино стало родным для польских ребятишек. Это были семьи из Западной Белоруссии. По просьбе родителей эвакуированных детей была открыта польская школа. Заведовала школой пани Карпинская. В школе учились дети начальных классов. В школе соблюдались национальные традиции, исполнялся польский гимн. После окончания войны поляки вернулись домой.
     А в военные годы, после прорыва блокады Ленинграда, Евгащинская земля приютила эвакуированных детей из Ленинграда. Их было шестьдесят. В основном это были дети дошкольного и младшего возраста, дети, пережившие страшную зиму блокадного города. Первые два месяца дети, размещались в одном из школьных зданий, потом для них выделили здания, в которых находился детский дом до 1945 года (пока не окончилась война).
    Директором детского дома была Сидоренко Анна Ильинична, она и несколько женщин (повар, воспитатели) сопровождали детей. Дети школьного возраста учились вместе с сельскими детьми. Сельские ребятишки были частыми гостями в детском доме, приходили к ним на праздники, по воскресеньям.
После окончания Великой Отечественной войны детский дом был расформирован. Дети, у которых нашлись родственники в Ленинграде, вернулись домой. Остальные отправились сначала в детский дом в Такмыке, потом перевели в Артын. Собирая материалы к 40-летию Великой Победы, группы учащихся «Поиск» разыскали бывших детдомовцев, вели с ними переписку.
     Закончилась Великая Отечественная война, в стране начали восстанавливать разрушенное хозяйство. В село стали прибывать молодые специалисты. В школу приехала учительница русского языка и литературы Язынина Александра Андреевна, учительница истории и Конституции Стрельцова Зинаида Дмитриевна, учителя физики и математики Самороковы, учительница истории Ильина Надежда Петровна (после демобилизации из армии). Александра Андреевна вместе со своей подругой однокурсницей (её распределили в соседнее село) вообще совершили подвиг, ехала в Сибирь из-под Москвы на крыше товарных вагонов (в пассажирских вагонах не было места). Все молодые учителя - очень энергичные, неравнодушные люди много сделали для обучения и воспитания детей. Выпускники тех лет до сих пор с благодарностью вспоминают их.
    Школа продолжала размещаться в трёх зданиях, что было крайне не удобно, так как здания находились друг от друга почти на пол километра, учителям приходилось за небольшую перемену перебегать из одного здания в другое. В школе не было спортивного зала. Поэтому в районе было принято решение построить в селе новую школу (первое каменное здание школы в районе). В 1956 году школа праздновала своё новоселье, было выстроено двухэтажное здание на 250 учебных мест, но учеников было так много (около 900 человек), что помещение всё равно не хватало и в 1963 году по инициативе директора школы Большаковой Анастасии Ивановны была возведена пристройка к школе с классными комнатами, столовой, актовым и спортивным залами. Рядом со школой было построено здание интерната – большое, светлое здание с комнатами на 4 человека. В интернате жили дети из соседних деревень, обучающихся в пятых - одиннадцатых классах. В комнатах было чисто, тепло, были созданы условия для подготовки уроков и отдыха. В здании был актовый зал, в котором проводились праздники, вечера.
  Учащиеся нашей школы поддерживали инициативу ставропольских школьников по созданию ученических производственных бригад. По инициативе директора школы Кузнецова Николая Парфёновича учащиеся организовали производственную бригаду. «Учить труду - учить жизни» - девиз работы производственной бригады. Девочки доили коров, помогали совхозу «Евгащинский». Работали три летних месяца.
В последующие годы занимались выращиванием курят, утят. Цыплят и утят школе привозил совхоз. Маленьких утят выращивали в приспособленном помещении, когда они подрастали, их вывозили на озеро. В деревне Ленинграда, на берегу озера, был построен культстан, где жили учащиеся с преподавателями. На озере утята вырастали до товарной нормы. Корм утятам также поставлял совхоз. Однако, культстан расположенный далеко от школы, был не очень удобен, поэтому было решено перенести место выращивания утят на пруд, который расположен за селом, недалеко от пруда находился палаточный лагерь, в котором жили дети. Выращенную продукцию сдавали в совхоз.
    В 1960 году совхоз выделил школе участок земли 500 га. На этих полях выращивали кормовую свёклу, морковь, кормовые бобы, кукурузу, пшеницу, картофель. Совхоз выделил технику для обработки почвы, посева и уборки урожая. Продукцию сдавали в совхоз, вырученные деньги тратили на нужды школы.
   Впервые в бригаде стали проводить опытническую работу. Работой руководила Мальцева Галина Александровна. Девочки 10-11 классов проводили опыт со свеклой. «Влияние внекорневой подкормки на урожай свеклы». Несколькими годами позже совхоз выделил землю под огород площадью 1,5 га. На этой земле выращивали огурцы, капусту, столовую свеклу, лук для совхозной столовой. Опытническую работу проводили с овощными культурами: «Влияние микроэлементов на урожай моркови с овощными культурами: «Влияние минеральных удобрений на урожай огурцов», «влияние бора на устранение дуплистости свеклы». Было проведено исследование почвы и сока растений на содержание азота, фосфора, калия. (Работали в летнее время с лабораторией Магницкого).
    Несколько лет в бригаде работало звено кролиководов. За кроликами ухаживали учащиеся 7-х – 8-х классов, работой руководила (на добровольной основе) родительница, зоотехник по образованию, её три дочери учились в это время в школе. На территории школы была построена небольшая кролиководческая ферма, в общей сложности там содержалось до 50-70 кроликов. Работали учащиеся не только летом, но и зимой, работали с большим желанием, и результаты такой работы давали о себе знать. Благодаря этой работе у многих дома появились клетки с кроликами.
    В 1971 году бригаде присвоили имя «Колос», решение было принято учащимися на собрании бригады. Совхоз выделил школе ещё один трактор. Учащиеся стали жить в лагере, в корпусах. Девочки 9 класса доили коров, девочки 8 класса поили телят. Мальчики 8 класса пасли телят. Мальчики 9 класса, объединённые в звено строителей работали на огораживании ферм, на ремонте ферм (животноводческих помещений). Кроме того, учащиеся работали в лесничестве (пололи посадки сосны), работали на прополке брюквы «Куузика» и кормовой свеклы, турнепса. На вырученные от реализации продукции деньги учащиеся совершали туристические поездки в Москву, Ленинград, Харьков, Сочи, Пермь, Новосибирск, Омск и другие города ССР. Работала бригада два сезона - июнь, июль.
    В 80-е годы бригада перешла на круглогодичный цикл работы. В зимнее время дети ухаживали за молодняком КРС, доили коров. Совхоз выделил специальные помещения для телят, выделил две группы коров, где дети осваивали навыки животноводства. Работа в бригаде способствовала выбору профессии. Многие выпускники выбрали профессию агронома (40 человек), зоотехника (25 человек), инженера – мелиоратора (14 человек), бухгалтера- экономиста (32 человека), агрохимика (6 человек), технолога по переработке молока (8 человек).
     Работа ученической бригады сплачивает ребят, прививает любовь к труду. Навыки работы на тракторе и комбайне для многих мальчиков становятся основной выбора дальнейшего жизненного пути. Некоторые мальчики, сдав в школе экзамен и получив права тракториста-комбайнёра, остались работать в совхозе.

     В настоящее время школа имеет 50 га земли, которые засевает пшеницей и 1,5 га земли картофелем. Так же, как и в предыдущие годы, в школе работает звено полеводов и звено строителей. Но звено строителей занимается ремонтом школы. Так же есть звено цветоводов, которое занимается выращиванием цветов на клумбах вокруг школы.
Бригада располагает всей необходимой сельхозтехникой: есть два трактора «Беларусь» и «ДТ», зерноуборочный комбайн (подарок совхоза), весь необходимый прицепной инвентарь (плуги, бороны), есть картофелекопалка.
Ученики нашей школы постоянные участники областных научно-практических конференций, конкурсов «Юный пахарь», «Юный животновод», «Урожай», где занимают призовые места. Прошли годы, а в памяти повзрослевших учеников остались воспоминания об этом времени. Теперь рассказы о путешествиях по стране, о жизни в лагере слушают дети этих учеников и очень-очень завидуют своим родителям!
  Ещё одна гордость школы - пришкольный учебно-опытный участок. Пришкольный учебно-опытный участок в Евгащинской школе был заложен в 1947 году. До этого в школе был огород, где выращивали картофель и овощи для школьной столовой. Работали на участке дети 5-х - 8-х классов, проводили опыты по сортоиспытанию различных овощных культур, опыты с подготовкой посадочного материала картофеля, исследовали оптимальные сроки сева различных культур, исследовали влияние местных удобрений (золы, птичьего помёта, коровяка) на урожай различных культур. На уроках ботаники дети изучали различные способы размножения растений (в том числе и помощью прививок), на участке исследовали возможности прививок томатов на паслён и картофель 9 с последующим получением плодов томатов. Работой школьников руководили учителя биологии Горелова Анна Дмитриевна и Трубина Наталья Алексеевна.
Пришкольный участок засевался семенами выращенными на данном участке. Возле школы выращивали цветы. В те годы не у каждого хозяина во дворе или палисаднике были цветы, поэтому юные цветоводы были пропагандистами и распространителями выращивания цветов на приусадебных участках. В зимнее время в школе работал кружок юных натуралистов. На занятиях кружка обучающиеся получали дополнительные знания, необходимые для работы на участке летом, расфасовывали собранные осенью семена, в том числе и семена цветов, затем семена цветов распространялись по соседним школам (Евгащино было районным центром Дзержинского района, на территории района было много начальных школ и несколько школ-семилеток). Учителя биологии поддерживали связь со станцией юных натуралистов.
Школьный учебно-опытный участок и в настоящее время остаётся той зелёной лабораторией, в которой обучающиеся постигают азы сельскохозяйственной науки. В настоящее время пришкольный участок располагается на 3500 м2 . На участке есть отделы: начальных классов коллекционный, полевых культур, овощных культур, дендрологический, лекарственных трав. Соблюдается 4-х польный севооборот, отделы отделены друг от друга дорожками, по краям дорожек находятся рабатки с цветами. На участке работают дети с первого по седьмой класс, у каждого класса свой участок. Выращивают свёклу, редис, морковь, капусту, фасоль, горох. Производственный отдел пришкольного участка имеет свои парники и теплицу, необходимый сельхозинвентарь. Работа на участке ведётся под руководством учителей технологи.
     Сравнивая работу пришкольного учебно-опытного участка в 50е-60е годы 20 века и работу, проводимую в настоящее время, можно отметить, что работа в настоящее время проводится более разнообразная, имеет больше направлений, но как и в прежние годы отвечает требованию времени. И не случайно пришкольный участок Евгащинской школы остаётся одним из лучших в области. Ежегодно школа участвует в областном конкурсе учебно-опытных участков, занимает I,II места.2008 год не был исключением, наш участок занял I место. Дважды учебно-опытный участок был представлен в Москве на Выставке достижений народного хозяйства, был награждён серебряной медалью ВДНХ.
    Шестнадцать  лет тому назад здание школы, построенной в 1956 году, было реконструировано и отремонтировано. Много людей постаралось в этом благородном деле. Строители работали без больших перерывов и выходных, в самый пик преобразований число работающих достигало до 140 человек. Большинство строителей в реконструкцию вложило часть своей души. На открытие школы после ремонта приезжал губернатор Омской области Л.К.Полежаев.
Наша школа сильна своими традициями. О некоторых из них уже было сказано.
    А вот ещё одна - туристические походы, путешествия по стране. У истоков туристических походов стояли учитель истории Чурсина Анна Ильинична и учитель физкультуры Баранцев Михаил Федотович. Высокий, худощавый, энергичный, неугомонный Михаил Федотович зимой на лыжах, летом на велосипеде, пешком, всегда в движении – он был любимцем учеников. Вокруг него всегда было много мальчишек. Зимой на лыжах ходили в соседние деревни с концертом. Летом путешествовали на велосипедах, пешком. Были походы на плоту по реке Тара. Речка Тара протекает от нашего села далековато, за 20 километров. Надо было переправиться на правый берег Иртыша, пройти по лугам, околками до речки, соорудить плот и на этом плоту спуститься в низ по течению, до устья. Путешествие занимало несколько дней, иногда приходилось тащить плот верёвками (дети смеялись: «Мы как бурлаки на Волге!»). Вглядываешься в пожелтевшие фотоснимки школьных альбомов, и невольно представляешь тёплый, летний день, спокойное течение реки, и ту радость, которую испытывали дети от общения с природой.
     Ещё одна традиция (а ей более 50 лет) – КВН. Они предметные и развлекательные, и очень любимые в школе. КВН – всегда праздник, приходят родители. Многие из них когда-то сами были участниками этих весёлых, умных состязаний, теперь участвуют их дети, внуки и подтверждение тому – фотоальбомы из чёрно-белых и цветных (современных) фотографий. Сколько талантов открывается при проведении этих конкурсов. Дети очень любят Новогодний КВН, когда участвует команда учеников и команда учителей. И не важно, кто победит, важно то, что на этом празднике происходит единение коллектива педагогов и детей. А ведь в нашей школе большая часть учителей и работников школы - наши выпускники.
    Нельзя не упомянуть традицию «Театральные фестивали». Каждый класс к фестивалю готовится особенно тщательно. Художники оформляют красочные афиши, модельеры готовят костюмы, оформители – декорации. Здесь тоже не бывает равнодушных. Родители не остаются в стороне от детских хлопот. Лучшие спектакли бывают рекомендованы на районный конкурс.
    Наша школа никогда не была в стороне от тех начинаний, которые происходили в образовании. Когда в области был организован филиал Всесоюзного химического общества «Юный химик» имени Д.М. Менделеева, ученики нашей школы стали членами этого общества. У многих бывших учеников до настоящего времени хранятся маленькие значки «Юный химик» с профилем Д.М.Менделеев. Во всесоюзных смотрах коллективов юных химиков. Юные химики Евгащинской школы занимали I и II места, участвовали во всесоюзных слётах в городе Уфа, в лагере «Орлёнок». Учащиеся нашей школы были участниками Соросовских, Всесоюзных, региональных олимпиад по химии, занимали призовые места.
Школа одна из первых в районе стала участницей областных научно-практических конференций. Сначала это были выступления в области на слёте юных химиков, а позднее – в научном обществе «Поиск». Четвёртый год школьники участвуют в фестивале исследовательских работ «Портфолио», проводимом газетой «Первое сентября».
   Незаметно летят годы, осенний листопад сменяется свежей зеленью, улетают как птицы из гнезда дети - одиннадцатиклассники, на смену им приходит новое поколение, а вместе с ним и новые традиции.