IceMegaMenu Module

Рыболовные катушки http://nachodki.ru/shop/okhota-turizm-rybalka/katushki.html на сайте nachodki.ru

УПБ

Презентация. Учебно-опытная и исследовательская деятельность на пришкольном участке

Уборка картофеля

 

 

 

 

 

                    Учебно-опытная  и  исследовательская  деятельность на  пришкольном  участке  

 Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими.

Более чем когда - либо актуальны сегодня слова А.С. Макаренко: «В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».  Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое, когда «словесное формирование нового человека» оборачивается криминальной статистикой, молодёжной наркоманией, аморальной развязанностью, когда не стыдно любыми средствами (даже преступными) делать деньги, а стыдно их не иметь. Это, во-первых. Во-вторых, значимость этих слов актуальна сегодня и потому, что школа в условиях бюджетного дефицита и утраченной роли шефов должна учиться жить самостоятельной экономической жизнью, учиться зарабатывать деньги, вести хозяйственную деятельность. И, в-третьих, именно трудовая подготовка – это подготовка к самостоятельной жизни молодого человека. Ведь труд – основа, основа преодоления трудностей в окружающем мире и в самом себе, основа развития, основа человеческого счастья. Социально, духовно и морально зрелая личность – это личность с высоким уровнем культуры, с качествами гражданина, патриота, семьянина, труженика.

Пришкольный   учебно-опытный  участок   в  Евгащинской  школе  был  заложен  в  1947  году. До этого  в школе  был огород, где  выращивали   картофель  и  овощи  для  школьной  столовой. Работали  на  участве  дети  5-8  классов,  проводили  опыты  по  сортоиспытанию  разхличных овощных  культур,  опыты  с  подготовкой посадочного  материала  картофеля,  исследовали   оптимальные  сроки  сева  различных  культур,  исследовали  влияние местных  удобрений (золы, птичьего  помёта,  коровяка)  на  урожайность  различных  культур.  На  уроках  ботаники  дети  изучали  различные  способы  размножения растений  (  в   том  числе  и  с  помощью  прививок),  на  участке  исследовали  возможности   прививок  томатов  на  паслён и  картофель  с  последующим  получением  плодов  томатов. 

Пришкольный  участок  засевался семенами  выращенными  на данном  участке.  Возле  школы выращивали  цветы.  В  те  годы  не  у  каждого  хозяина  во  дворе  были  цветы,  поэтому  юные  цветоводы  были  пропагандистами  и распространителями  выращивания  цветов  на  приусадебных  участках.  В  зимнее  время  в  школе  работал  кружок  юных  натуралистов.   На  занятиях  кружка  обучающиеся  получали  дополнительные  задания,  необходимые  для  работы  летом,  расфасовывали  собранные  осенью  семена,   в  том  числе    и  семена  цветов,  затем  семена   цветов распространялись  по  соседним  школам  (Евгащино  было  районным  центром  Дзержинского  района, на  территории которого  было много  начальных  школ  и несколько  школ-семилеток). Учителя Биологии  поддерживали  связь  со  станцией  юных  натуралистов.

Школьный  учебно-опытный  участок  и  в  настоящее  время  остаётся  той  зелёной  лабораторией,  в  которой  обучающиеся  постигают  азы   сельскохозяйственной  науки. В  настоящее  время  участок  располагается  на  площади 3500 м2.  На  участке  есть  отделы:  начальных  классов,  коллекционный, полевых  культур,  овощных  культур, дендрологический, лекарственных  трав. Основной задачей этих отделов является обеспечение школьной столовой овощами, а также реализация их излишков.    На этих же участках можно проводить опытническую работу, например: сортоизучение томатов, огурцов; влияние пасынкования на урожайность томата; влияние прореживания на урожайность моркови, свеклы, влияние яровизации картофеля на его урожайность и сроки сбора и т.д.

Соблюдается  четырёхпольный  севооборот, отделы  отделены  друг  от  друга  дорожками,  по  краям  дорожек  находятся рабатки  с  цветами. 

Участок хорошо освещен солнцем, имеет источник водоснабжения (водопровод) и примыкать непосредственно к зданию школы, что дает возможность, не нарушая расписания занятий, затрачивать минимум времени на переход к участку для выполнения практических работ.

Учебно-опытный участок нашей школы служит базой для реализации разнообразных форм образовательной и воспитательной деятельности  с детьми на хорошем уровне; способствует углублению их знаний, привитию им практических умений. Здесь проводятся практические занятия, экскурсии, лабораторные работы. В результате у школьников развивается интерес к  исследовательской деятельности, формируется стремление жить красиво, в гармонии с природой.

Опыты обучающиеся закладывают и продолжают в период летней практики. Собранные материалы  ребята оформляют в дневники наблюдений. Обычно это итоговая работа – летнее задание, которое учащиеся получают после окончания очередного курса биологии. Результаты и выводы представляются на итоговых школьных, районных, областных, конференциях в виде докладов. Исследования учащихся часто не заканчиваются в один сезон и продолжаются в течение нескольких лет.

Рационально  использовался на нашем учебно-опытном участке защищенный грунт, что позволило выращивать большое количество рассады. Это позволяет не только полностью обеспечить школьный огород собственной рассадой, но и реализовать ее  излишки населению поселка. На вырученные от продажи деньги мы закупаем семена.

Сегодня на  участке  работают  дети  с  первого  по  седьмой  класс,  у каждого  класса  свой  участок.  Выращивают  свёклу, редис, морковь, капусту, фасоль, горох.  Производственный  отдел  пришкольного  участка  имеет  свои  парники  и  теплицу,  необходимый  сельхозинвентарь.  Работа   на  участке  ведётся  под  руководством учителей-технологов.

Сравнивая  работу  пришкольного  участка  в  50-60  годы  20  века  и  работу  в  настоящее  время,  можно  отметить,  что  работа  в настоящее  время  более разнообразна,  имеет  больше  направлений,  но  как  и  в  прежние  годы   отвечает  требованию  времени.  И  не  случайно  пришкольный  участок  Евгащинской  школы  остаётся  одним  из  лучших  в  области.  Ежегодно  наша  школа  участвует  в  областном  конкурсе  учебно-опытных  участков,  занимает  I,II   места.  2008  год  не  был  исключением,  наш участок  занял  I  место.  Дважды  учебно-опытный  участок  был представлен  в  Москве  на  Выставке  достижений  народного  хозяйства,  был  награждён  серебряной  медалью  ВДНХ.

Сегодня пришкольный участок  МКОУ «Евгащинская средняя общеобразовательная школа»  самое красивое место в нашем поселке.  На  протяжении нескольких  последних  лет  коллектив школы участвовал в областном конкурсе  учебно-опытных участков, где занимали   призовые  места.

Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших. Здесь, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии. Участок школы является неотъемлемой частью кабинета биологии, "зеленой лабораторией" под открытым небом, где учащиеся выполняют большую часть практических работ, предусмотренных учебной программой.

Все виды работ, совершаемые на участке, имеют под собой глубокое научное и методическое  обоснование.  Всё чаще в работе УОУ используется проектная технология. Большое внимание в работе на пришкольном участке уделяет опытнической работе. Каждый учащийся нашей школы, в процессе труда на пришкольном участке проводит за всё время обучения не менее 10-15 опытов с различными видами сельскохозяйственных культур и декоративных растений. 

Долговременная  деятельность  учащихся  в системе работы обеспечивается исследовательскими  работами на пришкольном участке.

Исследования  учащихся часто не заканчиваются в один сезон и продолжаются в течение нескольких лет. Полученные данные, конечно же, обогащают запас знаний о рациональном  землепользовании. Среди  школьников отбираем  наиболее  способных  и предлагаем им проведение исследований на пришкольном участке. Для этого берем темы, которые можно провести  в наших условиях, которые могут быть интересными не только для нас, но и для большой  аудитории  в районе,  области.   За  последние  годы  проведена  огромная  работа  в области  исследований.  Проведено  большое  количество  опытов.  И  работа  в  данном  направлении  активно  продолжается. В   предыдущие  годы  были   проделаны   следующие  опыты:

  1. Сортоизучение  картофеля (Адретта- немецкий  сорт,  голландские  сорта  - Романо, Агата, Нанкорд, селекции  Сибнисхоза  -Алая  Заря,  Зарница, Кормилица, они  размножались  клубнями.
  2. Выращивание  моркови  по  методу  Митлайдера  сорта  Рогнеда.  Опыт  проводился  2  года.
  3. Сортоизучение   столовой  свёклы
  4. Влияние  способа  внесения  суперфосфата  на  урожайность   пшеницы
  5. Влияние  дозы  мочевины  на  урожайность  пшеницы,  на  товарные  и  хлебопекарные  качества
  6. Влияние  микроэлементов   на  урожайность,  товарные  и  хлебопекарные  качества
  7. Сортоизучение  яровой  мягкой  пшеницы  селекции  Сибнисхоза
  8. Влияние  яровизации  клубней  картофеля  на  урожайность
  9. Выращивание  картофеля   верхушками, пуповинной  частью, целыми  клубнями,  резанными   вдоль  клубней, ростками, глазками,  а  в  последние  годы,  начиная  с  2005, выращивание  картофеля  семенами   и мини -клубнями  для  сохранения  чистоты  сорта.
  10. Пропаганда  новых  сортов  (Алёна, Удача, Снегирь – раннеспелые).  Романо – среднеранний  голландский сорт.
  11. В  прошлом  году  в-первые   были  высажены  мини-клубнями  ирландские  сорта  галактика, Банба, Электа,  Буррен.  Сорта  Николь,  Маргарита.  В  2013  году  заложили  опыт   по  выращиванию  сортов:  Сибирский  Лазарь, Ласунок  лидирует  по  вкусовым  качествам,  не  повреждается   колорадским   жуком -  Белорусский  сорт,  Тирас  - украинский.
  12. Заложен  опыт  по  выращиванию  зерновых  (озимая  пшеница, озимая  рожь,  пшенично-ржаной гибрид – Тритикале.  Для  нашей  местности  озимая  пшеница  и  Тритикале  новинка.
  13. Заложен  опыт  по  выращиванию  овса  сорта  «Тибетский»
  14. Влияние  ионов  тяжёлых  металлов  на  урожайность  томатов  сорта  «Огни  Москвы»  опыт  проводился  2  года.
  15. Влияние  древесной  золы   на  урожайность  картофеля  и  свеклы,  содержание  крахмала  и  сахара.
  16. Влияние  размеров  клубочков  свёклы  на  урожайность. Определение  содержания  сахара,  каротина   в  корнеплодах моркови,  сахара  и  витамина  «С»  в  корнеплодах  свёклы,  крахмала  в  клубнях  картофеля,  клейковины  в зерне  пшеницы,  абсолютного  веса,  стекловидности  зерна   пшеницы,  хлебопекарных  качеств   ведётся  в  учебное  время.

 В  течение  лета  дети,  работающие  на  УОУ  собирали  гербарный  материал  и  оформили  его (гербарии  изготовлены  по  темам    зерновые  культуры  омской  селекции  лекарственных  трав  произрастающих  в районе  школы,  сорных  растений  УОУ,  цветов,  выращиваемых  на  УОУ  и  вокруг  школы,  коллекция  семян  зерновых,  овощных  культур,  выращиваемых  на  УОУ.

УОУ  обеспечивает   школьную  столовую  овощами,  излишки  выращенной  продукции  школа  реализует  в  местную  и районную  больницы  и  местному  населению. Также  жителям  села   приобретают  в  школе  рассаду  капусты, томатов, цветов.  На  вырученные  от  реализации  деньги  приобретаются  семена,  инвентарь,  удобрения,  часть средств  идёт  на  премирование  детей,  отличившихся  в  работе  на  пришкольном участке,  на  проведение  праздничных  мероприятий.

 С  результатами  опытов  выступаем  на  школьной,  районной,  областной  НПК  «Поиск»,   на  протяжении  нескольких  лет принимаем  участие в  областном  конкурсе  «Урожай»,  проводимой  станцией  юных  натуралистов,  последние три  года  участвуем  в  работе  школы  юных  натуралистов  в  г. Краснобске  Новосибирской  области.

           

  Лебедева  Ирина  Александровна, 

учитель  географии